Впереди резко тормозит «восьмерка», зажигая единственный
работающий стоп-сигнал на корме. Хорошо, что сухо и дистанция
нормальная! «А если бы и он не работал?» —
проносится в голове молниеносная мысль. Тут и до аварии недалеко… Да
и габарит у него только один сзади работает… Пригляделся к потоку – «одноглазых» не так уж мало!
А несколько дней спустя, случайно в гараже обнаружил,
что и сам не лучше – не горит один из стоп-сигналов, спасибо сосед
подсказал. И сколько я так ездил, может день, а может месяц —
неизвестно.
Странные люди наши конструкторы-разработчики! Одни придумывают нужную
вещь и внедряют ее в производство. Другие тут же придумывают,
как упростить конструкцию и упрощают
(точнее убирают) то,
что придумали первые. При этом и те, и другие зарабатывают деньги!
Вот к примеру монтажный блок (по нашему «черный
ящик»): один умный человек придумал и поставил туда нехитрое устройство
– реле контроля исправности ламп стоп-сигналов и габаритных огней (К4).
Перегорела лампа или просто контакт нарушился (а такое
не редкость!) – и у тебя на панели приборов уже загорелась красная
лампочка! Но тут же другой, не менее умный конструктор взял и упростил (точнее ликвидировал) эту систему и получил заслуженную
премию – как-никак удешевил производство, снизил себестоимость! И ездят
люди с перегоревшими лампами до очередного техосмотра.
А между тем, реле контроля исправности ламп обеспечивает:
1. Контроль исправности ламп стоп-сигнала. 1.1. При включении
замка зажигания (тест ламп стоп-сигнала в холодном
состоянии) контрольная лампа загорается при неисправности одновременно
обеих ламп стоп-сигнала и не гаснет до устранения неисправности хотя
бы в одном фонаре; 1.2. При нажатии педали тормоза (тест
ламп стоп-сигнала в горячем состоянии) контрольная лампа загорается
при неисправности: любой из двух ламп, а также обеих одновременно,
при этом при отказе только одной из двух ламп, после отпускания педали
тормоза, контрольная лампа гаснет, при отказе двух ламп — продолжает
гореть.
2. Контроль исправности ламп габаритных огней. 2.1.
При включенном зажигании (тест ламп в холодном состоянии)
контрольная лампа загорается только при неисправности одновременно обеих
ламп борта (правого, левого или двух
одновременно) и не гаснет до устранения неисправности хотя бы в одном
фонаре каждого борта (впрочем, выход из строя двух,
а тем более четырёх ламп маловероятен) ; 2.2. При включении
наружного освещения габаритных огней
(тест ламп в горячем
состоянии) контрольная лампа загорается при неисправности одной или
нескольких ламп габаритных огней в любом сочетании и гаснет после
устранения неисправности.
Суть работы схемы контроля за исправностью ламп состоит в том,
что каждая из 4 ламп «габаритов» (4w+4w+5w+5w)
подключается к своему отдельному входу реле (К4), а 2
лампы стоп-сигналов (21w+21w) соединены параллельно
и тоже подключаются к своему отдельному входу этого реле. Это и есть,
собственно, измерительные входы реле. При перегорании какой либо
лампы, либо при нарушении контакта в её цепи, ток через измерительные
входы уменьшается либо отсутствует, и встроенная в реле схема сравнения
выдает сигнал на включение контрольной лампы на панели приборов.
Как же собрать на АЗЛК-2141 это полезное устройство? В общем
случае, задача формулируется так:
- Доработать штатную электропроводку;
- Доработать монтажный блок, установив реле К4;
- Вывести индикацию на панель приборов.
Теперь рассмотрим все по порядку. Сразу оговорюсь, что для таких
работ потребуется не только аккуратность, но и навыки радиолюбителя
средней квалификации, а также опыт работы с автоэлектрикой. Короче,
помимо желания нужна голова и руки, если коротко. Итак, начнем.
Собственно, нам потребуется собрать вот такую схему:
Теперь о доработках:
1. Доработка штатной проводки заключается в разделении цепи ламп
освещения номера (Е9,Е10) с плафоном освещения
багажника (Е11) и лампы левого заднего «габарита» (HL2.2)-в существующей стандартной схеме они «висят»
параллельно, а также в выведении отдельным проводом цепи контрольной
лампы на панели приборов.
Для того чтобы разделить цепи ламп
«габарита»
и освещения номера достаточно просто снять с левого заднего «габарита»
двойной желтый провод и хорошо заизолировать и закрепить его. Далее
берем обычный многожильный монтажный провод сечением не менее 0,5 м²м
нужной длины (по месту), припаиваем к нему
соответствующие наконечники и протягиваем его вдоль заднего крыла
и порога рядом со штатным пучком проводов от заднего левого фонаря
до монтажного блока — к разъему Х9
(на схеме обозначен «новый
провод»). Из разъема Х9:17 вынимаем желтый провод (от
плафонов освещения номера и багажника) и на его место ставим вновь
протянутый провод от левого заднего
«габарита», а от желтого
провода откусываем наконечник и соединяем его пайкой с разъемом Х4:5 (параллельно цепи освещения панели приборов
и прикуривателя). Таким образом, цепи ламп «габаритов»
и освещения номера разделяются
(получается что к каждой
лампе «габаритов» идет отдельный провод,
что и требовалось).
Теперь берем такой же монтажный провод и соединяем его через
наконечник с пустующим гнездом разъема Х2:4. Второй конец провода
выводим в салон, под панель приборов – это цепь контрольной лампы.
На этом доработка электропроводки закончена, переходим к монтажному
блоку.
2. Монтажный блок. Здесь возможны варианты:
— Вариант первый: у Вас стоит
«черный ящик» нового образца
с предохранителями ножевого типа, имеющий гнездо с контактами под реле
К4. В этом случае дорабатывать монтажный блок не потребуется, просто
покупаем реле контроля исправности ламп (4412.3747
2хА12-5, 2хА12-4, 2хА12-21) — у него 11 контактов — и вставляем
его в монтажный блок, вынув три перемычки на его месте.
— Вариант второй: у Вас «черный ящик» старого образца
с обычными (круглыми) предохранителями, также
имеющий гнездо с контактами под реле К4, с установленными в него тремя
перемычками. В этом случае, также просто вынимаем перемычки и вставляем
в него реле.
— Вариант третий (наиболее распространенный и самый
трудоемкий): у Вас «черный ящик» старого образца,
в котором есть только прямоугольные отверстия под реле К4 в корпусе,
но в нем нет контактов и, соответственно, перемычек.
Лично мне пришлось в двух случаях столкнуться именно с таким типом
монтажных блоков, поэтому, опишу процесс его «модернизации»
поподробнее.
Для начала снимаем блок с машины и разбираем его полностью. Вынимаем
из него две печатные платы и вопреки всем инструкциям аккуратно
разъединяем их. Делаем это так: со стороны маленькой платы! аккуратно
убираем припой вокруг 15 стоек-перемычек, соединяющих платы между собой (это можно сделать с помощью специального отсоса
для припоя, либо взять многожильный монтажный провод и с помощью него
и паяльника собрать припой как губкой). При этом нужно соблюдать
осторожность и не перегревать контактные площадки!
Мощность паяльника должна быть не более 40-60 вт! После того,
как все 15 стоек-перемычек будут освобождены от припоя, аккуратно
разъединяем платы. Теперь берем большую плату (с маленькой
ничего делать не потребуется) и дорабатываем место, где будет
установлено реле К4. Сначала нужно доработать рисунок печатной платы
в соответствии со схемой, приведенной выше (т.е.
попросту подрезать дорожки платы, где необходимо). Также, разрезаем 2
дорожки, идущих от предохранителей № 9 и № 10 в сторону К4.
Это можно сделать с помощью скальпеля, бормашинки и т.п. (вот
здесь то и понадобятся навыки радиолюбителя!). Теперь осторожно
рассверливаем прямоугольные отверстия в плате под реле К4 сверлом на 2
мм. Вот фото того, что должно получиться в итоге (форма
рисунка плат от разных блоков может отличаться):
Теперь в отверстия ставим пустотелые латунные заклепки (продаются
в магазинах радиодеталей) и осторожно развальцовываем их.
Покупаем и дорабатываем (подрезкой и пайкой) 11 контактов.
Ставим контакты в подготовленную плату и аккуратно запаиваем их.
Желательно сначала одеть контакты на реле, затем вставить
его в отверстия, а потом уже опаять — не придется подгибать потом.
Далее, подпаиваем к контактам недостающие провода, впаиваем 2 диода
и проверяем монтаж на соответствие схеме монтажного блока.
Вот что окончательно получается:
Заодно, рекомендую тщательно осмотреть печатные проводники и места
паек на обеих платах, и в случае малейших сомнений пропаять
подозрительные места и сделать дублирующие перемычки. Мне попадались
платы с потемневшими от нагрева тонкими печатными проводниками и даже
со сгоревшим проводником «массы» в центре большой платы (с внутренней стороны). Вообще, лучше сначала найти
и доработать старый (неисправный) «черный
ящик", поскольку эта работа требует времени.
После проверки и доработки, платы с внутренних сторон покрываем лаком (можно только места доработок), соединяем и пропаиваем
15 точек соединения, после чего наносим лак на платы снаружи (можно
только на места пайки) и сушим их. После высыхания лака аккуратно,
без лишних усилий, собираем корпус с платами (при сборке
контакты должны точно попадать в прямоугольные углубления в верхней
крышке блока!), ставим в него все вынутые раннее предохранители и реле,
в том числе и долгожданное К4.
На всякий случай фото доработки второго блока (у
него несколько отличается рисунок):
3. Теперь о контрольной лампе. Здесь также возможны варианты:
— Вариант первый: у Вас стоит приборка RAR. Там есть много
незадействованных ламп, берем подходящую и подключаем ее. Единственное
замечание: от реле с выхода идет "+12V» для непосредственного
подключения лампы (там внутри есть транзисторный ключ)
и лампа внутри приборки должна управляться плюсом!
— Вариант второй: у Вас приборка старого образца с шестью лампами (точнее, с пятью, вместо шестой – заглушка). Если есть
желание сделать всё «фирменно» — снимаем приборку
и разбираем её. Снимаем стекло с рамкой, вынимаем световоды, откручиваем
тахометр и спидометр в сборе со шкалами и вынимаем их. Остальные
приборы можно не снимать – они не помешают, главное, не повредить их!
Получаем доступ к блоку контрольных ламп. Скальпелем осторожно подрезаем
крепления корпуса блока ламп к корпусу приборки и вынимаем его вместе
со светофильтрами. Теперь аккуратно удаляем заглушку (там
их 2 – одна прозрачная матовая, другая черная).
Прозрачная нам понадобится: берем кусочек подходящего красного
оргстекла толщиной 1мм (можно подобрать от старых детских
игрушек типа «Лего», пластмассовых коробочек,
рассеивателей, в общем, что подвернется) Лично я подобрал подходящий
по цвету кусочек от крышки пудренницы… Вырезаем из него прямоугольник
по размерам прозрачной заглушки. Теперь берём кусочек кальки и рисуем
на нем черной гелевой ручкой (так лучше получается) символ,
как на крышке монтажного блока. Вырезаем из кальки прямоугольник
с символом и зажимаем его между штатным прозрачным и красным
светофильтром, а потом аккуратно ставим весь этот «бутерброд»
на место, закрепляем капельками клея и ставим блок контрольных ламп (теперь их 6!) на место. Собираем приборку, проверяем.
Единственное замечание: по замыслу конструкторов (ох
уж эти «усовершенствования»!) на месте
заглушки должна быть контрольная лампа
«подсоса»,
управляемая «массой», т.е. один из выводов лампы
постоянно сидит на «плюсе», а второй выведен на разъем
приборки. Нам нужно наоборот, поэтому подрезаем соответствующую дорожку
платы приборки от контактной площадки лампы и проводом подпаиваем
отрезанный вывод контактной площадки к дорожке «массы»
в приборке. На второй вывод лампы подаем через существующий разъем
приборки провод, выведенный раннее в салон от монтажного блока (с
разъема Х2:4).
— Вариант третий: сделать индикацию на свой вкус, как удобно Вам.
Все собираем, подключаем аккумулятор и проверяем. Если все собрано
правильно, система начинает работать сразу, проверяем работоспособность
отключая поочередно все лампы
«габаритов» и стоп-сигналов,
включив зажигание. При нарушении контакта любой из перечисленных ламп
на приборке должна загораться контрольная лампочка.
Вот, собственно, и всё. Сложно это или нет, решать Вам. Лично
я за безопасность! Свою и Вашу!
Кстати, пока готовилась эта статья, система уже один раз оповестила
меня о плохом контакте в правом стоп-сигнале.
|