Об усовершенствовании тормозной системы М2141 писалось немало и данная статья не является чем-то революционным в этом плане, однако в ней я попытался собрать и обобщить уже имеющийся опыт и привнести свой собственный. В статье речь пойдет о замене передних дисковых тормозов на вентилируемые тормоза с однопоршневыми суппортами от ГАЗ-3110 (Волга)
и замене задних барабанных тормозов на дисковые тормоза с задними
тормозными дисками от АУДИ-80 и суппортами от АУДИ-А4. В статье
не затрагиваются вопросы замены ГТЦ и ваккумного усилителя. Все работы
производились на автомобиле СВР 1999 года выпуска с ГТЦ и ваккумным
усилителем Lucas. Цель замены тормозной системы — радикальное
устранение недостатков серийной тормозной системы М2141, таких как:
перегрев передних дисков и колодок при затяжных торможениях с высоких
скоростей, периодическое нарушение регулировок задних барабанных
тормозов и неравномерность их работы. При проведении описанных
в статье работ я рекомендую одновременно произвести замену всех
тормозных магистралей и регулятора давления задних тормозов (колдуна), во избежание возникновения различных неприятных моментов при откручивании старых тормозных трубок. Новые тормозные механизмы подключаются к ГТЦ по следующей схеме:
По сравнению с серийной схемой подключения меняются местами
рабочие камеры ГТЦ, большая камера подключается к передним цилиндрам,
меньшая к задним. Номенклатура деталей необходимых для замены
тормозной системы представлена ниже, в таблицах. Замена задних
и передних механизмов может производиться как вместе,
так и по отдельности, соответственно будет изменяться и схема
их подключения.
Номенклатура деталей для замены тормозной системы М2141 на более производительную Задние дисковые тормоза на 2141
№ | Название детали | Кол-во | Примечание | Картинка |
1. |
Диск тормозной задний АУДИ-80 |
2 |
Номер: BS-1220 (комплект из двух дисков, Optimal), перед установкой проточить центральное отверстие под ступицу или проточить ступицу под диск. |
|
2. |
Суппорт задний АУДИ-А4 (правый) |
1 |
Номер: BHN146 (Лукас) |
|
3. |
Суппорт задний АУДИ-А4 (левый) |
1 |
Номер: BHN147 (Лукас) |
|
4. |
Скоба заднего суппорта АУДИ-А4 |
2 |
Номер: BDA245 (Лукас), необходима доработка по месту, см. фото |
|
5. |
Тормозные колодки АУДИ-А4, 100 задние |
1 комп. |
Номер: (Remsa) |
6. |
Переходная пластина |
2 |
См. чертеж, материал: сталь 40, толщина 8-10 мм. |
|
7. |
Грязевой щит |
2 |
См. чертеж, материал: сталь, толщина 0.8-1.0 мм, можно оцинковку. |
|
8. |
Цапфа задней ступицы |
2 |
|
|
9. |
Ступица задняя |
2 |
|
|
10. |
Подшипник задней ступицы |
2 |
|
|
11. |
Гайки и шайбы задней ступицы |
2+2 |
|
|
12. |
Трос ручника ТАЗ-2110 |
1 |
В комплекте идут 2 троса, левый и правый, тросы укоротить по месту, возвратные пружины снять. |
|
13. |
Болты крепления переднего амортизатора на ТАЗ-классику (каленые), используются для крепления цапф к балке (8 шт) и скоб суппортов к переходным пластинам (4 шт) |
8+4 |
Перед использованием обрезать по месту |
|
14. |
Шайбы на 10 разной толщины |
12 |
Ставятся под скобы и по месту |
|
15. |
Шланг тормозной Волга-3110, Газель, передний (длинный), с резьбой 10х1 |
2 |
См. фото |
|
Передние вентилируемые тормоза на 2141
№ | Название детали | Кол-во | Примечание | Картинка |
1. |
Диск тормозной передний вентилируемый АУДИ-80 |
2 |
Номер: DF2599 (комплект из двух дисков, Лукас) |
|
2. |
Суппорт в сборе со скобой Волга-3110 (правый) |
1 |
Пересверлить отверстия на скобе, см. схему |
|
3. |
Суппорт в сборе со скобой Волга-3110 (левый) |
1 |
Пересверлить отверстия на скобе, см. схему |
|
4. |
Тормозные колодки передние Волга-3110 |
1 комп. |
ТИИР, шли в комплекте с суппортами |
5. |
Шланг тормозной передний НИВА (самый длинный) |
2 |
См. фото |
|
6. |
Болт крепления тормозного цилиндра к суппорту от зубилы (М12х1.25, внутренний шестигранник, каленый) |
4 |
Используется для крепления новой скобы к нашему поворотному кулаку. |
|
7. |
Болт-штуцер напорной магистрали (Волга) с резьбой М10х1 |
2 |
Используется для крепления шлангов к суппортам (+медные шайбы 4шт) Если в суппортах резьба не М10х1, а М10×1.25 то используются болт-штуцеры от передних цилиндров ТАЗ-классики |
Смотри фото передних шлангов (5) |
Работы по замене тормозных механизмов стоит начинать только после
приобретения и изготовления всех компонентов системы, кроме
вышеперечисленных деталей стоит также иметь в наличии: гайки М10×1.25 (8-12 шт), шайбы Гровера под болт М10 (8-12 шт), гайки М12 (4 шт) высотой 10-12мм или аналогичные по размеру втулки, болты М8 длиной 15-20мм и гайки к ним (4 шт), шайбы под болт М8 с наружным диаметром 20-25 мм (8шт), графитовая смазка, Литол-24, жидкий ключ. При присоединении тормозных шлангов не забывайте про медные шайбы. При сборке
задних тормозов необходимо изготовить переходные пластины для крепления
скоб суппортов к задней балке и грязевые щиты для защиты задних
тормозных механизмов от грязи. Для установки передних тормозов
необходимо пересверлить отверстия в скобах от Волги. Чертежи приведены
ниже. Процесс сборки и установки новых тормозных механизмов
показан на фотографиях. Задние тормозные механизмы я собирал отдельно
от машины на другой балке, которая затем в собранном виде
устанавливалась на машину.
Процесс сборки передних тормозов
№ | Описание операции | Фотография |
1 |
Разбираем старые тормозные механизмы, снимаем диск
и грязеотражатель, очищаем все от грязи. Старые суппорта не отсоединяем
от шлангов и трубок — на всякий случай. |
|
2 |
Подтачиваем корпус шаровой опоры болгаркой, в противном случае
тормозной диск будет терется об него. Эта операция ненужна тем, у кого
стоят т.н. регулируемые шаровые опоры (Кинешма) т.к у них корпус уже и за диск не задевает. |
|
3 |
Болгаркой пропиливаем дырку в снятом грязеотражателе, который будет
впоследствии установлен на свое место, толко перевернутым вверх ногами,
т.е отбортовкой во внутрь колесной арки. Дырка нужна для того чтобы
отражатель не упирался в корпус шаровой опоры. |
|
4 |
Пробная сборка, смотрим как стоит грязеотражатель и тормозной диск. |
|
5 |
Пробная установка скобы ссуппорта (грязеотражатель пока не установлен), на втором фото видны болты крепления скобы. |
|
|